Работа в научно-практическом медико-педагогическом объединении «Особый ребенок» (Екатеринбург), затем в МЦДКБ, отделении реабилитации для детей с органическим поражением ЦНС и нарушением психики (Оренбург) дала понимание того, что «особого» ребенка необходимо не только лечить, но, прежде всего, учить, и через обучение возможно адаптация в обществе.
На просторах Интернета я нашла информацию о Центре Лечебной Педагогики (Москва) и написала его сотрудникам. Завязалась переписка. А затем появилась возможность побывать в этом Центре, познакомиться с его педагогами и их работой. Их энтузиазм, увлеченность, а самое главное их любовь к «особым» детям произвели на меня огромное впечатление. Центр Лечебной педагогики, это место, где меняются стереотипы и отношение к детям с особенностями развития.
После знакомства с ЦЛП начался долгий путь организации подобного центра в нашем городе Оренбурге. Сделать это оказалось совсем не просто. Поскольку специфическая организация учебного процесса не укладывалась в общепринятые нормативы и положения, сделать центр государственным не удалось.
С чего начинать? К кому обращаться?
Своей идеей я поделилась с пастором Евангелическо-Лютеранской Церкви города Оренбурга Инессой Тирбах. Она посоветовала начать заниматься – а именно хотя бы раз в неделю регулярно проводить занятия с детьми, а там будет видно, что из этого получится. Так появился Диаконический Центр «Прикосновение». И мы каждый день стали прикасаться к маленькому чуду – «особому» ребенку.
Тогда к нам на занятия пришли всего 5 детей, с которыми я вместе с волонтером Марией Слободиной начали работу. Мы занимались в церковном зале. Это было наше пристанище, наш дом. Не было никакой четко выстроенной программы, была только идея и желание помочь детям с особенностями развития. А еще было первое рождество, первый большой праздник для нас всех. И тогда мы первый раз услышали, от одного «неговорящего» мальчика, «спасибо, вы все такие добрые», это было самой большой наградой и стимулом к дальнейшей работе. Это был знак, что работать не только можно, но и нужно. Уже весной к нам присоединилась группа детей с синдромом Дауна.
А еще у нас появился Друг - Абдуршина Любовь Сергеевна, которая помогла купить игрушки и пособия, оплатить поездку в Москву за «опытом» и просто поверила, что все получится.
Теперь мне бы хотелось остановиться на том, почему наш центр называется Диаконическим.
Слово
Диакония используется, чтобы говорить о служении милосердия и его организации. Объектом Диаконии является гуманитарная деятельность, направленная на спасение человека. Она начинается с конкретных его нужд, служит ему и помогает ему в полной мере реализовать себя. Служба эта межконфессиональна, а по своей сути социальная.
В Германии накоплен огромный опыт работы с «особыми» детьми и взрослыми через систему Диаконии.
Огромную помощь в этой работе оказывают волонтеры.В конце мая, начале июня 2003 года, я посетила такой Диаконический центр в Германии (г. Каменц). Этому центру уже более 100 лет, и проживают там люди с особенностями развития. Был и визит в специальную коррекционную школу, и знакомство с организацией ее работы. Честно говоря, я не смогла сдержать слезы, от обиды, за то, как мы отстали в области оказания специализированной помощи детям с отклонениями развития. Вся наша система безнадежно устарела, и у нашего «особого» ребенка нет никакой перспективы к достойной жизни.
В Германии я познакомилась с очень интересными людьми, с теми, кто стоял у истоков организации специального сопровождения «особых» детей и подростков. Они мне рассказали, что очень важно, просто начать работать, объединять людей, которым не безразлична эта проблема. Рассказали о том, как это трудно начинать. А самое главное помогли практическими советами.
Некоммерческое образовательное учреждение «Диаконический Центр «Прикосновение» было зарегистрировано в июле 2003 года.Целью создания Центра было формирование коррекционно-развивающей среды и на её основе решение проблемы социальной интеграции подростка в современное общество.
В своей работе Центр использует принципы лечебной педагогики.
Лечебная педагогика – это практическое искусство воспитания и обучения детей как со сложными и тяжёлыми нарушениями, так и не имеющих отклонений в развитии, искусство жить с ними вместе и ценить их за то, что они есть. Основы лечебной педагогики открывают возможности развивать социальные способности воспитанием и обучением. Лечебная педагогика, основываясь на коррекционно-личностном и деятельном подходах в развитии, преследует единую цель – гармоничное развитие ребенка с проблемами.
Расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства, участия в общественной и культурной деятельности в микро и макросреде. Руководствуясь этим, нами были намечены цели коррекционной программы. Впоследствии родилась большая программа «Жизненный маршрут», рассчитанная на сопровождение людей со сложными нарушениями развития и аутизмом с рождения и до конца жизни. Программа с каждым годом прорабатывается детально и изменяется с учетом не только нашего опыта, но и новых направлений в дефектологии.
Наш коллектив небольшой и иногда кажется невероятным, что можно проводить такой объем работы таким маленьким коллективом. Но у нас есть волонтеры, которые безвозмездно помогают в нашей нелегкой работе. Есть команда родителей, на которых можно положиться в трудные минуты. Есть просто люди, которые оказались не безразличными к судьбе «особых» детей и подростков. И мы очень надеемся, что таких людей станет больше.